воскресенье, 20 февраля 2011 г.

«Нескучные» приемы формирования и развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Работая в учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и, в частности, детским церебральным параличом в течение тринадцати лет, я убедилась на практике в том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья этап формирования артикуляционной моторики проходит наиболее длительный и трудный путь. Поэтому крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия.
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга, что приводит к нарушениям в периферическом или исполнительном отделе речевого аппарата.

Артикуляционный аппарат связан с системой органов, выполняющих жизненно-необходимые биологические функции, такие как питание и дыхание. Эти функции можно отнести к разряду предлингвистических рефлекторных явлений. Еще во внутриутробном периоде плод своей маленькой ручкой тянется к лицу и исследует ротовую полость.
Позже новорождённый зависит от «ощущения» рта и груди, откуда получает питание. Доктор Джеймс Босма ввёл термин «оральная сенсорика», по его мнению, ротовая полость сначала готовится к познанию мира, и только потом к принятию пищи. Во рту сосредоточено больше нервных волокон, чем в любой другой части тела. Сенсорный статус рта отражает состояние эмоций и поведение ребёнка в данный момент. Сенсорная подготовка орально-моторной области у детей с ДЦП имеет большое значение для развития речи. Даже не очень грубые физиологические дисфункции оральной области у ребёнка ведут к серьезным нарушениям нормального питания и в дальнейшем выражаются в трудности общения.
Становление артикуляции в онтогенезе имеет самое непосредственное отношение к формированию орального праксиса и артикуляционной моторики в целом.
У детей с церебральным параличом праксис формируется искажённо. Его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, слабости кинестезии. Нарушения артикуляционной моторики , сочетаясь между собой, составляют синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии – наиболее частого речевого расстройства при ДЦП.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений крупной и речевой моторики, связь различных форм дизартрии с определёнными формами ДЦП.
Для успешного формирования артикуляционной моторики большое значение имеет рано начатая логопедическая работа, цель которой – расширение речевых возможностей ребёнка, обогащение его речевого опыта.
В процессе развития артикуляционной моторики очень важным является использование игротерапии. Игры и задания подбираются в зависимости от характера и степени поражения артикуляционной моторики, с учётом возраста ребёнка.
На занятии логопеда должен быть создан положительный эмоциональный климат, ребёнок должен чувствовать себя комфортно, в атмосфере тепла и понимания. Долгий процесс коррекции артикуляционной моторики не должен «приглушить» интерес к занятиям и желание к совместной деятельности с логопедом.
Чтобы достичь положительных результатов, необходимо использование разнообразных методов и приёмов, наглядных пособий и дидактических материалов, различных игр и упражнений, которые помогут организовать и активизировать деятельность детей, облегчить процесс овладения умениями и навыками, повысить эффективность занятия, одновременно развивая психические функции и реализуя коррекционные задачи.
Предлагаю следующие виды игр и заданий:
• Игра «Забавный зоопарк» нравится малышам. Из кубиков с картинками животных нужно построить дом, назвать словом (или звукоподражанием) кто в нём живет, и изобразить животное, выполнив определенную артикуляционную позу. В случае затруднения, упражнение производится пассивно или пассивно-активно, с помощью логопеда.
• Также из кубиков можно построить дорожку, башенку, паровозик. Детям предлагаются игры «Кто побежал по дорожке?», «Кто выше?», «Кто за кем?», «Дружные соседи» и др.
• «Мешочек с игрушками» всегда привлекает своей «тайной». Дети достают игрушку из мешочка, называют ее и выполняют артикуляционное упражнение.
• «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах» удобна для различных видов организованной деятельности. Красочные картинки и речевое сопровождение логопедом выполняемых детьми упражнений превращают монотонную тренировку мышц артикуляционного аппарата в интересный игровой процесс, помогают довести движение до автоматизма.
• Игра «Путаница» вносит разнообразие в артикуляционную гимнастику. Дети отгадывают предметы по наложенным друг на друга контурам, называют и выполняют соответствующую артикуляционную позу. Кроме того, эта игра развивает психические процессы, такие как зрительное внимание, память, воображение, логическое мышление, а также зрительно-пространственную ориентировку.
• Игра «Силуэты» преследует эти же цели, где дети, узнав предмет по силуэту, выполняют артикуляционное упражнение.
• Специальные комплексы упражнений для постановки всех групп звуков «Спрячь - найди» выполнены на листах А4. Ребенок по инструкции логопеда находит и называет картинку, выполняет упражнение и накрывает эту картинку фишкой, после выполнения следующей инструкции – открывает ее. Дополнительно можно предложить ряд заданий, развивающие различные стороны речи: «Догадайся, о чем я говорю», «Выполни по порядку», «Исправь ошибку», «Назови ласково», «Один - много», «Чего не стало?» и множество других.
• В игре «Найди окошко» используются вкладыши, где ребенок должен найти место для картинки и изобразить увиденное определенной артикуляционной позой.
• Любимы детьми разнообразные «Сказки о веселом язычке», «Считалочки для язычка», упражнения в стихотворной форме.
• Из «Разноцветных тарелочек» с картинками можно выкладывать узоры, цветы, обыгрывать ситуации по сервировке стола и ненавязчиво повторять знакомые артикуляционные позы.
• Игра «Назови и выполни» используется в различных вариациях и базируется на слуховом восприятии. После того, как ребенок отгадал слово, он выполняет уже знакомое артикуляционное упражнение. Игры «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Узнай слово», «Помоги Незнайке» и др. используются для детей старшего дошкольного возраста.
Предложенные виды игр и заданий положительно влияют на формирование и дальнейшее развитие артикуляционной моторики, способствуют развитию психологической базы речи и всех сторон речевой системы. Умелое сочетание методов и приемов, разнообразие форм работы, систематичность, последовательность целенаправленность и эффективность коррекционно-логопедического воздействия обеспечивают благоприятное развитие артикуляционной моторики, служащее основой для дальнейшего полноценного развития речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий